Внутриплощадочное транспортирование бетонной смеси


Особенности возводимой монолитной конструкции, как правило, не позволяют производить разгрузку приготовленной (на месте строительства или доставленной с бетонного завода) смеси непосредственно в опалубку. Поэтому приходится использовать дополнительную технику, такую как: бадьи и тара (транспортируются краном или подъемником), вибропитатели, ленточные конвейеры, бетононасосы и другие средства перегрузки. Каковы преимущества эксплуатации каждого и от чего будет зависеть необходимость их выбора, речь пойдет далее.

1. Тара для раствора, бадьи для бетона, транспортируемые краном или подъемником Использование перегрузочных емкостей особенно удобно при бетонировании разрозненных (отдельно стоящих) фундаментов и массивных стен. Краны башенного или стрелового типа обслуживают под собой значительную площадь и точечно подают приготовленную смесь. Тара и бадьи для бетона характеризуются вместимостью от 0.25 до 5 м³ и легко перемещаются как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.

Тары для бетона имеют стандартную прямоугольно-скошенную конструкцию, снабженную дополнительными проушинами для опрокидывания; бадьи для бетона выполняются в двух вариантах: поворотные и неповоротные. Поворотные («туфелька») могут загружаться непосредственно из автосамосвала, бетоновоза и даже из бетоносмесителя низкой посадки: загрузка производится горизонтально, транспортируется же бадья в вертикальном положении. На бадью-туфельку может устанавливаться вибратор, что обеспечивает полноту выгрузки. Неповоротные («конус») наполняются бетонной смесью, как правило, с помощью перегрузочных эстакад.

Выделяют еще один вид бадьи – бункер-игла, предназначенная для выгрузки хорошо подвижных и пластифицированных смесей; чтобы предотвратить расслоение таких смесей при падении с большой высоты, нижняя часть конструкции оснащается гибким рукавом. Все рассмотренные бадьи снабжены затворам и рычагом для порционной выдачи раствора. Монолитные стены и перекрытия высотных зданий бетонируются посредством специально установленных подъемников – шахтных или приставных. Приготовленную смесь от бетоновоза принимает бункер, передавая ее в установленный на подъемнике ковш. На высоте этот ковш будет перемещен тачками, мотороллерами или мототележками.

На долю транспортирования раствора посредством перегрузочных емкостей приходится до 85% всех бетоноперемещений.

2. Вибропитатели

Для подачи бетонной смеси в котлованы используют вибропитатели. Они имеют удобную для перегрузки раствора треугольную форму, на боковины которой устанавливаются вибраторы. Выгруженный в форму раствор спускается по виброжелобам; виброжелоб состоит из секций стандартного размера в 4 или 6 м и подвешивается к стойкам специальными пружинными подвесками. Бетонные смеси движутся со скоростью 10–30 м³/час под углом 5–30°, не более. Осадка конуса смеси должна составлять 4…12 см. Для транспортировки данным способом не подходят слишком жидкие (осадка более 12 см) или наоборот жесткие и малоподвижные смеси.

3. Ленточные конвейеры и бетоноукладчики

В бетонировании массивных конструкций используются ленточные конвейеры. Конструктивно они представляют собой автоматизированные линии, выгрузка раствора на которые осуществляется, так же, как и в предыдущем случае, через питатель. Линии состоят из секций длиной 9…25 м и могут обслуживать расстояния до 2 км. Максимальный угол подъема 15–18°, вниз под уклон 10–12°. Ширина секций 400–540 мм, для интенсивной подачи бетонного раствора применяются секции шириной 720 мм. На концах каждой линий в месте выгрузки устанавливается воронка (при падении раствора с большой высоты 2–80 м используют хобот) – это позволяет предотвратить расслоение смеси и сохранить ее прочностные характеристики. Ленточные конвейеры особенно удобны при транспортировки малоподвижных и жестких смесей. Подачи смеси по ним производится со скоростью 1–3.5 м/с на высоту 2.1…5.5 м.

Ленточные конвейеры возводятся в любой конфигурации: возможна любая компоновка транспортной и распределительной магистралей. Однако их отличает точечность подачи, поэтому нередко требуется перестройка конвейера. А это дополнительные временные и трудозатраты.

Расширили область применения ленточных конвейеров бетоноукладчики. Размещенная на гусеничном движителе платформа поворачивается на 360 градусов, смесь подается в радиусе 3–30 м. Бетоноукладчики незаменимы при бетонировании конструкции подземной части фундамента. Их характеризует высокая мобильность и производительность до 25 м³/час.

4. Бетононасосы, растворонасосы, пневмонагнетатели, торкрет-установки

Данная техника используется при работах в труднодоступных местах, а также при возведении тоннелей, сводов зданий и иных случаев скользящей опалубки. Производительность пневмонагнетателей составляет 2.3–10 м³/час, растворонасосов 2.5–6 м³/час, бетононасосов – до 80 м³/час. При транспортировки смеси по бетоноводам этих конструкций исключается расслоение или образование пробок (чтобы исключить образование пробок, бетоновод предварительно смачивают, пропуская через него цементный или известковый раствор). Бетоноводы состоят из стандартных 3-метровых металлических звеньев, укороченных звеньев длиной от 0.3 до 1.5 м, а также колен (углы 90, 60, 45, 30, 22, 15, 11 градусов).

Торкрет-установки наносят смеси методом торкретирования, то есть распыления раствора под высоким давлением. Оборудование применяется для упрочнения строительных конструкций.

К бетонным смесям, проходящим по бетоноводам, предъявляются определенные требования: в качестве крупного заполнителя не может быть использован щебень. Для снижения трения о стенки бетоновода в качестве крупного заполнителя раствора применяют гравий. Осадка конуса бетонной смеси не должна быть менее 4 см.

В целях увеличения скорости производимых операций все чаще применяется автобетононасос – весьма эффективное, но дорогостоящее средство перегрузки бетона.

В статье были рассмотрены наиболее распространенные в бетонировании оборудование и спецтехника, обоснован их выбор в зависимости от особенностей бетонируемого объекта, а также приведены характеристики, предъявляемые к раствору в том или ином случае перегрузочных работ.